Параметры
Три
примера использования системы
Взгляните на скрипку Андреа Амати 1564 года. Расстояние между крайними точками длины корпуса составляет 325 мм. 1/3 этой длины – 108,3 мм. Постройте равносторонний треугольник со сторонами, АВ, в 108,3 мм. Несложное алгебраическое вычисление покажет, что для такого треугольника АС составляет 93,8 мм. СD – 23,5 мм и ВD – 59,0 мм. В Кремонской системе длина скрипичного эфа – ВD. Очень редко на скрипках, но почти всегда на теноровых скрипках и виолончелях длина эфа - ВС. Заметьте, что под «длиной» я подразумеваю расстояние между центрами верхних и нижних глазков. К сожалению, документация на инструменты почти никогда не сообщает этот параметр, называя, в то же время, расстояние между верхними и нижними точками углов. Последнее расстояние представляет только эстетический интерес, но оно может очень варьироваться и не отражает того, что было важно мастеру при размещении эфов. Длина эфа отмеряется в 58,5 мм, что соответствует рассчитанной длине в 59 мм, отдавая себе отчёт относительно множества источников неточностей и ошибок.
Совокупность геометрических процедур, которые можно
использовать на станке, позволит правильно разместить нижние глазки. Самая
простая из них размещает нижний глазок на пересечении дуги радиусом АВ (АВ
располагается ниже верхней точки корпуса) и линии, перпендикулярной линии
центра в ЗС. В операциональном плане мастер использует циркуль, чтобы найти
расстояние АВ, составляющее 1/3 от длины корпуса.
При помощи циркуля, разведённого на расстояние АВ,
найдите точку А на центральной линии, что составит 1/3 длины корпуса или
расстояние АВ ниже верхней точки корпуса. из точки А начертите две короткие
дуги в районе нижних глазков. Затем, раздвинув циркуль на расстояние АС и
помещая его снова в точку А, найдите пересечение с центральной линией и
начертите перпендикуляр. Эта процедура устанавливает ЗС. Там, где перпендикуляр
к центральной линии в ЗС пересекает две предварительно начерченные дуги,
обозначьте центры нижних глазков (Рисунок 6).
Николо Амати
Сто лет спустя Николо Амати использовал почти ту же систему, что и его дед, для определения размера и расположения эфов на скрипке 1649 года. Нижние глазки: нижние глазки расположены в точности так же, как и на скрипке 1564 года Андреа Амати. Верхние глазки: в отличие от инструмента деда, линии, проведенные через верхние и нижние глазки скрипки Николо Амати, пересекаются в ЗС. Для таких инструментов мастер может разместить верхние глазки следующим образом: использовать циркули для того, чтобы обозначить ЗС на линии центра; начертить линию между серединой нижнего глазка и ЗС; раскрыть циркуль радиусом ВD и начертить дугу из центра в нижнем глазке; обозначить верхний глазок там, где дуга пересекает линию (Рисунок 4). Зарубки эфов: зарубки определяются дугами радиусом 1/3 АС, начерченными из центров во внутренних точках уголков.
Джузеппе Гварнери
Большинству читателей известны крайне свободные формы
эфов на скрипках Гварнери. В книге о семье Гварнери, Хилл отмечает: «Опытному
исследователю понятно, что Гварнери размещал и вырезал эфы без всякого более
или менее точного следования установленному принципу или привычке. Он просто
более или менее сносно определял положение верхних и нижних глазков, всё
остальное зависело от минутной прихоти».
Комментарии
Отправить комментарий